Архитектурное великолепие зодчего Ходжаева

Ходжаев Эммануил Бальтазрович по национальности был армянином и происходил из нахичеванских мещан. В частности, дед его по материнской линии Никита Артемьевич Челахов (Челахьян) был нахичеванским купцом. Но не той Нахичевани в исторической части Армении, которую по преданию основал прародитель Ной, а так называемой новой Нахичевани, располагавшейся на правом берегу Дона и названной так в честь древнего города.

Нахичеванские купцы вели свою торговлю по всему Югу России. В числе этих предпринимателей значился и Никита Челахов. Примерно с года 1825-го он выезжал с товарами и на Кавказские Минеральные Воды. Торговое дело Челахова в Пятигорске процветало. Магазин его находился на главной улице, броская вывеска над входом гласила: «Депо разных галантерейных, косметических и азиатских товаров». Фактически это был первый городской универмаг. В каждом отделении торговали определённого вида товарами: в пером – галантерейными, в другом – азиатскими, в третьем – шёлком, в четвёртом – колониальными и европейскими винами. А на пятом находилась библиотека.

Единственную дочь Елизавету Никита Артемьевич выдал удачно замуж за армянского купца 2-й гильдии из Нахичевани-на-Дону Бальтазара Эммануиловича Ходжаева (1835-1904). Всё состояние после смерти Челахова (1864) досталось, скорее всего, дочери Елизавете в замужестве Ходжаевой. Именно усадьба Ходжаевой стала родовым гнездом замечательного и талантливого зодчего Эммануила Ходжаева.

Родился он 23 октября 1861 г. в Пятигорске. Был крещён в Армянской церкви г. Георгиевска священником Александром Маркаровым (Маркаряном) и назван Эммануилом в честь своего деда по отцовской линии.

Когда мальчик подрос, его отправили во Владикавказ – центр Терской области, где он два года учился в подготовительном отделении, а с 1879 по 1882 годы обучался в трёх межевых классах Владикавказской военной прогимназии. Аттестат Эммануила Ходжаева, выданный 20 апреля 1882 г., свидетельствовал о прилежной учёбе гимназиста и пристойном поведении.

В июне 1882 г. Эммануил отправился в Петербург с твёрдым намерением вступить в числа академистов престижного учебного заведения – Императорской академии художеств. А для этого надо было выдержать вступительные экзамены по математике, физике и химии, что для него оказалось крайне сложно. Дабы не терять драгоценного времени, Ходжаев записался вольноприходящим слушателем по архитектуре в класс голов первого курса. Наконец, выдержав экзамены, в августе 1884 г. он становится полноправным академистом. Эммануил Ходжаев успешно окончил полный академический курс в 1891 г. со званием классного художника-архитектора 3-й степени.

Во время учёбы Ходжаев проходил три раза строительную практику, участвуя в создании и проектировании некоторых объектов на КМВ. Его самостоятельная трудовая деятельность началась на Кубани, в армянском селении Армавире, где он построил множество домов, магазинов и прочих зданий.

В 1892 г. он возвращается на КМВ, много проектирует и строит по частным заказам. Пожалуй, свои творческие способности Эммануил впервые применил при перестройке домов своего отца на улице Курсовой (ныне Красноармейской). Старые здания были перестроены в стиле эклектики классического направления. Новый доходный дом располагал 18-ю меблированными номерами. На первом этаже разместился большой магазин провизора Андрея Ивановича Рубановского. Здесь можно было приобрести также минеральные воды, лечебные соли и грязи, различные косметические средства. С 1892 г. Рубановский стал активно продавать газированный нарзан в специальных двухлитровых бутылках с герметичной пробкой. В 1896 г. доходный дом стал именоваться отелем «Централь». Его владельцем стал дальний родственник Ходжаевых, купец из Владикавказа Исаак Артемьевич Ганжумов.

В 1894-1895 годах в Кисловодске на слободской земле на средства состоятельной купчихи Клавдии Герасимовны Востряковой (1853-1899), которая пожертвовала 25 тысяч рублей, была построена и оборудована лечебница имени матери Пелагеи Давыдовны Хлудовой для бесплатного пользования больных местных жителей.

Предположительно, здание лечебницы построено архитектором Э.Б. Ходжаевым по проекту известного московского зодчего Льва Николаевича Кекушева (1862-1917), который в эти же годы строил в Москве дома для Хлудовых. Постройка довольно обширного здания у сада Мордовцева, на склоне крутого холма в конце Тополевой аллеи началась ранней весной 1894 г. Больница сооружалась по тогдашним требованиям гигиены – углы в помещениях круглые, а полы выстланы метлахской плиткой и имели уклон, так что могли удобно и быстро смываться. Потолки были сделаны без карнизов, печи с приспособлениями от пыли. Лечебница вмещала 14 постоянных больных. В ней были две большие общие палаты (мужская и женская) и две малые общие палаты. В хирургическом отделении устроили операционную и перевязочную. Имелась особая комната для анестезии (хлороформирования), специальная комната для обеззараживания и кабинет доктора. В мезонине помещались кухня и хозяйственные службы с отдельным входом.

В 1894 г. молодой архитектор Э.Ходжаев, хорошо знакомый с кланом армавирских купцов Тарасовых и получивший от них доверенность на ведение дел, обратился в строительный отдел Терского областного управления за разрешением построить купеческую дачу по собственному проекту. Это был один из первых проектов Ходжаева, осуществлённых в Кисловодске. В мае 1895 г. дача основателя большой купеческой династии Аслана Александровича Тарасова (1843-1916) с двухскатной крышей под черепицей и с двухуровневым балконом на фасаде было построено, но работы по благоустройству дома, облицовке, в том числе гидроизоляции подвала, продолжались ещё два года. В здании, кроме большой гостиной на первом этаже, имелось на момент постройки 18 комнат разной площади, 4 ванные комнаты, совмещённые с санузлами, современная система канализации и даже электрическое освещение.

Осенью 1898 г. Э.Б.Ходжаев женился на Татьяне Алексеевне Балиевой (1872-1937). Спустя год родилась их первая дочь Люция. Вероятно, именно в это время зодчий решил построить удобный особняк для семьи, а также больного отца в Кисловодске, климат которого был заметно лучше пятигорского. Он достаточно дёшево приобрёл большой пустой участок слободской земли на неудобном склоне вблизи только что отстроенной Хлудовской больницы. Красивый особняк по собственному проекту был возведён и оборудован к 1903 г. К этому времени в семье Ходжаевых появились ещё сын Бальтазар (1900) и дочь Елизавета (1902). В 2011 году на этом здании, где ныне располагается детская художественная школа имени Н.А.Ярошенко, была открыта мемориальная доска.

В начале ХХ века Кисловодск украсили ряд красивых зданий, прежде всего, гостиниц, пансионатов, дач для многочисленной курортной публики. Они возводились главным образом по проекту первого городского зодчего Эммануила Бальтазаровича Ходжаева и отличались особым изяществом и богатыми архитектурными украшениями. Давайте обозначим некоторые из них.

Дача, связанная с именем великого русского певца Фёдора Ивановича Шаляпина (1873-1938), построена в 1902 г. в стиле «модерн» богатым пятигорским купцом Михаилом Ивановичем Ушаковым, почётным смотрителем пятигорского начального училища на Кабардинке, и записывается на имя его жены Пелагеи Степановны, попечительницы реальных училищ города Пятигорска. Поэтому на фасаде значатся буквы «П» и «У». В 1903 г. рядом с дачей в короткие сроки был возведён надворный двухэтажный флигель, предназначенный для сдачи внаём богатым курсовым. В 1914 г. усадьба перешла новому владельцу казачьему генералу Георгию Назаровичу Абрезову (1853-1917) из Владикавказа. Здесь останавливался композитор Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953) в 1911 г. А в 1917 -м жил великий Шаляпин.

Первый приезд певца на Кислые Воды состоялся 15 июня 1899 г. Тогда он выступал на сцене Курзала. В свой последний приезд с 23 июля по 21 сентября 1917 г. Шаляпин с женой Марией Валентиновной Петцольд и двумя дочерями – семилетней Марфой и пятилетней Мариной снимал жильё у генерала Абрезова. В годы войны с августа 1942 г. в этом здании располагался штаб немецкого карательного батальона «Бергман» под командованием генерала Теодора Оберлендера (1905-1998). С 1989 г. здесь работает Литературно-музыкальный музей «Дача Шаляпина».

Ещё один особняк располагается на возвышенности в районе железнодорожного вокзала, больше похожий на сказочный замок. Проект этой дачи составил архитектор Э.Б.Ходжаев в 1901 г. Здание состояло из 20 комнат, богато украшено разнообразными по форме башенками, террасами, высокими лестницами. Первоначально владельцем дачи был пятигорский купец Григорий Васильевич Александров, затем её приобрел ростовский купец Матвей Осипович Кулаков, а последним владельцем считается крупный бакинский нефтепромышленник Муртуза Мухтаров (1855-1920). В настоящее время тут размещается пансионат «Звёздный».

В мае 1902 г. завершилось строительство комфортабельной гостиницы «Россия» владельцев Николая Егоровича и Владимира Егоровича Зипаловых. Автор проекта, предположительно, Э.Б.Ходжаев. Гостиница имела общий приёмный зал, читальню с бесплатной библиотекой и музыкальную комнату с различными инструментами и граммофоном.

Летом 1904 г. Э.Б.Ходжаев окончательно переехал на постоянное жительство в Кисловодск, он стал первым городским архитектором и гласным городской Думы. Он продолжает активную архитектурную деятельность. По его оригинальным проектам создаются всё новые здания. К 1904 г. был выстроен дачный дом «Ретвизан», принадлежавший владикавказскому купцу 2-й гильдии Андрею Васильевичу Лекареву. Дача получила своё название «Ретвизан» (справедливость) в честь эскадренного броненосца русского флота периода русско-японской войны. Местность стала именоваться «Деревня Ретвизан», включала также особняки «Избушка», «Витуся».

В 1905 г. на улице Курсовой возводится гостиница «Московская» состоятельного владельца, конезаводчика Емельяна Артемьевича Тамбиева на 120 меблированных комнат. Номера имели отопление, водопровод, ванны, электрическое освещение.

Одним из первых дачевладельцев так называемой Ребровой балки стал табачный фабрикант из Ростова-на-Дону, купец 1-й гильдии Евстафий Герасимович Кундури. По его заказу в 1905-1906 годах архитектор Ходжаев спроектировал и построил красивую дачу в стиле «модерн». Комфортабельная белая вилла получила название «Эльбрус». Западный угол здания оформлен в виде приставной башни. Фасады украшены лепными масками в виде прелестных женских головок. В 1917 г. здесь проживала Великая княгиня Мария Павловна Романова (1854-1920) с сыном Андреем Владимировичем (1879-1956). Теперь это лечебный корпус военного санатория.

Чуть дальше располагалось здание, которое ранее принадлежало помощнику воспитателей пансиона Бакинского реального училища, титулярному советнику Александру Никоноровичу Агафонову. Построено примерно около 1900 г., предположительно, по проекту архитектора Э.Ходжаева с традиционными элементами стиля «модерн». Здесь в былые времена устраивались музыкальные вечера, работал салон, куда собиралась изысканная курортная публика. В настоящее время – театр-музей «Благодать».

В центре курортной зоны возвышается на холме прекрасное здание, которое за свой помпезный вид получило название «Золотой замок». Здание было построено около 1905 г. по проекту Э.Б.Ходжаева. Строительство финансировал терский казак Тимофей Варламович Астахов (1834-1918). Лихой казак отличился своим беспримерным мужеством на русско-турецкой войне, за что ему были пожалованы участки драгоценной нефтеносной земли близ Моздока. Разбогатевший служивый решил сделать необычный подарок своей единственной дочери Прасковье (в замужестве Твалчрелидзе) и усыновлённому внуку Евгению Астахову. Он построил дачу в Кисловодске, куда вскоре перебралась вся семья его зятя, краеведа и исследователя Антона Ивановича Твалчрелидзе (1854-1930), автора известного труда «Ставропольская губерния в статистическом, географическом, историческом и сельскохозяйственном отношении». В 1915 г. роскошную виллу Твалчрелидзе за баснословную цену приобрёл Николай Владимирович Лежнев, хозяин Еланского конного завода для своей больной жены Тамары, которой врачи настоятельно рекомендовали лечение в Кисловодске. В середине 1990-х годов старое здание купил предприниматель В.А.Брынцалов для своей супруги и тщательно его отреставрировал.

Ещё одно творение талантливого зодчего Э.Ходжаева – отель-пансион Ганешина, ныне кардиологическая клиника (ул. Ярошенко). Здание было построено в 1905 г. по заказу Сергея Никитовича Ганешина (1852-1933). Это был первый на курорте отель-пансион, включающий вполне комфортное жильё, сносное питание и приличное лечение. Сначала строился первый корпус в стиле модерн с просторными и светлыми помещениями и большими верандами-соляриями. В 1907 г. уже другой архитектор пристроил ещё один корпус, а южнее его небольшой дом с фасадом на главную улицу. В то время она называлась Дондуковской (ныне Ярошенко). Отель имел 72 отдельных номера на 130 человек. Суточная плата за комнату составляла от 2 до 20 рублей. Полный месячный пансион с набором белья стоил 90 руб.

Через некоторое владелец отеля оборудовал нарзанные ванны, грязелечебницу, лечебные души, соорудил специальное хранилище для минеральной воды. Заведение работало круглогодично. Оно было доступно в основном состоятельным курсовым. Однако С.Н.Ганешин выделил для Общества пособия бедным 5 больших комнат с лечебным оборудованием, здесь же помещалась амбулатория для бесплатного приёма больных и выдачей им простых лекарств. В большом зале отеля-пансиона читались платные научно-популярные лекции, причём, сборы от выступлений Ганешин также передал Обществу пособия бедным на строительство так называемого Народного дома.

В этом заведении останавливались многие именитые личности. В конце июля 1910 г. тут жил известный актёр и режиссёр Константин Сергеевич Станиславский (1863-1938). Он останавливался в отеле ещё в августе 1912 г. и июле 1913 г. Здесь же жил и лечился русский художник, философ и археолог Николай Константинович Рерих (1874-1947), впервые посетивший курорт в 1913 г.

Кроме всего прочего, Ходжаев проектирует и осуществляет надзор за ходом строительства ряда общественных зданий, это карачаевская школа, слободское училище и народный дом.

Если подниматься вверх от Колоннады по проспекту Мира невольно обращаешь внимание на особняк в стиле «модерн». Ранее это было владение майкопского купца Ивана Даниловича Тер-Погосова. Он строился в 1905-1909 годах по проекту архитектора Э.Ходжаева. Большая семья купца – жена и четыре дочери (Нина, Ольга, Анна и Римма) переехали в Кисловодск на постоянное жительство. Нижний этаж здания приспособлен под магазины. При доме была собственная электростанция и паровое отопление. Во дворе располагались хозяйственные постройки – сарай, конюшня, флигель с прачечной и ледником и прочие. Помещения верхних этажей предназначались для сдачи внаём. Дом носил название «Рекордъ». После революции здесь размещалась ЧК, потом деникинская контрразведка. Около 50 лет в здании находился городской комитет партии и горисполком. В 1968 г. его передали Дому пионеров, новое название – Центр творческого развития и гуманитарного образования.

Летом 1910 г. в связи с началом обучения детей в гимназиях Ходжаев с семьёй перебрался во вновь построенную им дачу с нежным названием «Лизушка» на Померанцевской улице (ныне имени Э.Ходжаева). Свой особняк он отдал в аренду врачу из Петербурга Марии Дмитриевне Проскуряковой. Она вместе с мужем доктором медицины Сергеем Фёдоровичем открыла здесь частный пансион-санаторий.

Необходимо отметить большую общественную деятельность архитектора Ходжаева, его меценатство. Он содержал двухклассную карачаевскую школу, участвовал в разного рода благотворительных акциях, был членом попечительского совета женской гимназии, председателем Общества вспомоществования нуждающимся учащимся гимназий Кисловодска.

В 1912 г. была возведена дача «Карс» по заказу состоятельного московского купца Аслана Александровича Тарасова (1874-1967) из старинного армянского купеческого рода. Э.Б.Ходжаев выполнил не только проект здания, но и непосредственно участвовал в строительстве новой дачи, осуществляя контроль за возведением объекта. А вот внутренний дизайн помещений дачи «Карс» в очень модном тогда стиле «арт-нуво» осуществил московский зодчий и реставратор Владимир Дмитриевич Адамович (1872-1941) по личной просьбе Аслана Тарасова. Дача представляет собой трёхэтажное здание в сверхмодном, но несколько упрощённом стиле модерн, весьма типичном для того времени. Она состоит из 16 комнат и объёмных застеклённых балконов, являющихся отличительным признаком архитектора, считавшего этот атрибут дачной жизни необходимым для будущих жильцов.

Всего за период с 1891 по 1915 г.г. в Терской и Кубанской областях по проектам Эммануила Ходжаева было построено около 300 зданий.

Будучи известным и уважаемым архитектором, Эммануил Багдасарович в то же время отличался тихим и мягким характером. Прекрасно владел немецким языком, играл на рояле, флейте. Как знаток и ценитель симфонической музыки, Ходжаев долгое время состоял музыкальным рецензентом Кисловодского курзала.

Его младшая дочь Елизавета тоже прекрасно играла на рояле, что позволило ей в дальнейшем выступать в качестве профессионального аккомпаниатора. Она вышла замуж за архитектора Мирона Ивановича Мержанова (1895-1975). По собственному проекту Мирон Иванович совместно с тестем Э.Б.Ходжаевым возводит двухэтажный особняк в стиле швейцарского шале. Один этаж занимали Ходжаевы, на другом – жила семья Мержановых. В этом доме 24 июня 1929 года родился их единственный сын Борис. В доме Мержановых бывали именитые гости – поэт и художник Максимилиан Александрович Волошин (1877-1932), академик архитектуры Алексей Викторович Щусев (1873-1949).

В 1932 г. Э.Б.Ходжаев переехал вслед за семьёй дочери в Москву в дом к зятю – преуспевающему архитектору, работавшему на Сталина, где и скончался 2 января 1939 г. Похоронен в Москве на армянском кладбище.

Дети архитектора Люция и Бальтазар Ходжаевы были вынуждены эмигрировать, жили и умерли в США. Младшая Елизавета вместе с мужем была арестована в 1943 г., умерла 19 сентября 1947 г. в исправительно-трудовом лагере под Карагандой, а горсть земли оттуда привёз позже их сын Борис Миронович Мержанов, чтобы совершить символическое захоронение матери на семейном участке Ходжаевых на армянском кладбище в Москве. Борис тоже был репрессирован, 4 года провёл в лагерях, потом стал архитектором, трудился вместе с отцом, скончался в 2006 г.

В декабре 2020 г. в нашем городе установлен памятник знаменитому зодчему Ходжаеву, автор его – московский скульптор Равиль Юсупов, а улица Урицкого переименована в улицу имени архитектора Ходжаева.


С.С.Лузин,
директор Кисловодского историко-краеведческого музея «Крепость»