Горельефы скульптора К.Л. Луцкого

Выпись о крещении из метрической книги г. Ростова-на-Дону сообщает, что Константин Леонидович Луцкий родился 1 марта 1882 г. Место рождения ‒ г. Новочеркасск области Войска Донского, что подтверждает сам Луцкий в своей анкетной автобиографии, которая совсем недавно обнаружилась в Российском государственном историческом архиве.

Затем его родители переехали в Ростов-на-Дону. Отец К.Л.Луцкого был художником (умер в 1914 г.), а мать – преподавателем музыки. По происхождению (сословию) родителей К.Л.Луцкий был мещанином, по национальности – евреем. Ещё из документов известно, что вместе с братом и сёстрами Константин Леонидович с 1904 г. проживал некоторое время в Европе, потом в Петербурге.

После 1917 г. Луцкие снова появляются, и какой-то период живут и работают в Ростове-на-Дону. Но уже в начале 1920-х оба брата окончательно перебираются в Москву. Брат Евгений стал пианистом, его личное дело хранится в фондах Российской академии музыки имени Гнесиных.

Константин Луцкий был хорошо известен в творческих кругах столицы. В связи с открытием Московского планетария в 1929 г. ему поручили изготовить скульптуру Д.Бруно и Г.Галилея. Позднее здесь же были установлены скульптурные изображения Н.Коперника и М.В.Ломоносова.

Именно он был первым снявшим посмертную маску и слепки с рук покончившего с собой поэта Владимира Владимировича Маяковского 14 апреля 1930 г. В 1934 г. Константин Луцкий подвергся аресту, но вскоре был реабилитирован.

1 мая 1928 г. в Кисловодске состоялось торжественное открытие здания Октябрьских нарзанных ванн, построенных по проекту архитектора Павла Павловича Еськова (1883-1967).

Здание было создано в стиле модного тогда конструктивизма. Кубической формы главный корпус венчает меньший куб, который украшен башенкой с часами. Они были изготовлены в специальной мастерской башенных часов М.П.Пушкарёва в Москве. Их монтаж производил сам часовых дел мастер Пушкарёв и слесарь А.П.Литвинов. Едва видимый купол, арка главного входа и слабая прорисовка арок на крыльях ванного здания выражали стремление архитектора принарядить строгий стиль.

Главным же украшением нового ванного здания стали горельефы известного московского скульптора Константина Леонидовича Луцкого. Мастерская скульптора находилась в правом крыле северной части здания знаменитой Нарзанной галереи (со стороны ул. Коминтерна). В качестве натурщиков он использовал местных жителей. В частности, для скульптурной группы, установленной слева от входа в здание Октябрьских ванн, натурщиками были:
1 – Кеворков Шаген
2 – неизвестный
3 – Горин Павел
4 – Городецкий

Натурщики скульптурной группы правой стороны стали:
1 – Михайлов Николай Николаевич
2 – Сеничев Яков
3 – Антонов
4 – Мощенко Александр
5 – Сурба Евгений

В работе над горельефами К.Л.Луцкому помогал местный скульптор Валуйский Григорий Никитович (1900-после 1943). О нём известно крайне мало. Родился в 1900 г. в с. Поговье, русский, грамотный, беспартийный. Проживал в Кисловодске, арестован 26 января 1943 г, приговорён в 8 годам лагерей.

В 1932 г. в Кисловодске был объявлен конкурс на лучший проект памятника В.И.Ленину. Из поступивших на конкурс 20 проектов жюри выбрало работу скульптора К.Л.Луцкого «Ленин среди масс». Его планировалось установить напротив Колоннады, после реконструкции Терской площади по проекту архитектора П.П.Еськова. Однако проект не был осуществлён.

К.Л.Луцкий скончался 12 декабря 1954 г., урна с его прахом захоронена на Новом Донском кладбище в Москве.

Жена скульптора Антонина Леонидовна Луцкая (1892-1970), педагог по образованию, дожила до глубокой старости, и все годы необыкновенно дружеские отношения связывали её с единственным сыном Валерием. Он трогательно называл эту интеллигентную добрую женщину Тонечка. Так в своё время её называл и супруг. Валерий Константинович Луцкий (1928-1996) – известный историк, учёный-астроном, журналист. Долгие годы работал в Московском планетарии.


С.С.Лузин,
директор Кисловодского историко-краеведческого музея «Крепость»